2 рубля 2017 г., десант Северного Флота освобождает город-герой Керчь

Добавлено в закладки: 0

   «Вот встают во весь рост командир и матрос Словно палуба здесь, а не суша» /М.Владимов/

«Северный Флот – только вперёд!» /М.Горшенёв/

«А теперь прикинь, солдат,— Где Москва, а где Багдад?» /Л.Филатов/

    Порадовал коллекционеров Центробанк РФ выпуском монет «Город-герой Севастополь» и «Город-герой Керчь». Сюжетное оформление, динамичные живые сцены, как будто слышен топот сапог по трапу, солёные брызги, победные крики, седой ветер треплет ленты бескозырки. Постарались художники, достойное воплощение в металле. Где же, где же черпалось вдохновение? Может снова образы взяты с существующих памятников?    С первой монетой всё оказалось просто, сюжет взят с картины Петра Ивановича Баранова «Севастополь освобождён».       Со второй сложней. Изначальная информация получена со страницы банка, из описания монеты «Керчь»: «… в центре изображена высадка десанта на берег в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции». И первый розыскной  клик мышкой, вот знакомый сюжет, бойцы по трапу высаживаются на берег, с чёрно-белой фотографии к статье о Керченско-Феодосийской операции.        Понятно, опять плагиат  и небольшая ошибка, не Эльтигенская, как в описании банка, а Феодосийская операция. Ничего страшного, бывает. Для успокоения совести пробиваем, что за корабль №225 на фотографии, уж по нему точно можно узнать, в какой операции он использовался. Всё можно узнать в наше время – интернет! А вот ответ – это сторожевой катер «Шип», «СК-13», бортовой №225, бывший рыболовный мотобот Главсевгосрыбтреста. Построен в 1938 г. Мобилизован 29.07.1941 г., вооружен и включён в состав СФ. Читаю медленно, нет, не показалось. Включён в состав Северного Флота. Где Керчь, и где Северный Флот? Да что ж такое-то, только больше путаницы в изысканиях.     Пойдём другим путём, если была фотография — то был и фотоаппарат и фотограф. И в самом деле, выясняется, что автор  – знаменитый на весь мир фотографией «Знамя над Рейхстагом», фотокорреспондент Евгений Ананьевич Халдей. Целая серия фотографий, всё с тем же катером №225:       Вот только это не крымские операции. Фотографии Евгением Халдеем сделаны на севере, изображена высадка/посадка морского десанта на Северном Флоте под командованием лейтенанта Гулько в 1942 году.   Линии сходятся, наступает момент истины. На монете «Город-герой Керчь» ошибочно изображен десант Северного Флота.   Отправлен запрос в Центральный Банк, получен оперативный ответ. Следует признать корректность и честность сотрудников, они признают использование снимка Е.А. Халдея, сделанного на Северном Флоте.  В оправдание сюжета на монете сказано следующее: «Изображения десантников и судна в данном случае являются обобщенными образами, наиболее точно, с точки зрения художников, передающими момент высадки морских пехотинцев на берег».    Досадный казус, или искажение истории? Можно ли на монетах писать одно, а изображать другое? Как отнесутся потомки бойцов с фотографии к такой неправде? Что скажет дочь Евгения Халдея, только что отсудившая и вернувшая архив исторических фотографий отца из США?  Ответ, не только на эти, но и на другие назревшие вопросы современной отечественной нумизматики, видится лишь в кардинальной перемене отношения художников к оформлению памятных монет. Самостоятельная разработка изображения, при полном исключении плагиата, достоверность  в мелочах, да и вообще в целом…  Товарищи художники!  Очень на Вас надеемся.

 Автор статьи-исследования:  Куничев Денис

15

Автор публикации

не в сети 2 недели

Art Esto

59
Комментарии: 8Публикации: 6Регистрация: 30-09-2017

 Комментарии
  1. Денис, очень крутое расследование! Респект!
    P.S. А за дизайнеров с Гознака конечно стыдно. Нельзя так халатно к своей работе относиться.

    1
  2. Обнаружена правильная монета, к которой уже не придраться. Нет названия — нет ошибки )

    2
  3. Не перестаю удивляться…

    0

Добавить комментарий

Войти с помощью: