Оплата проезда в Ленинградском/Санкт-Петербургском метрополитене
Добавлено в закладки: 2
Когда мне предложили написать здесь статью про жетоны Л/С-П метрополитена, я крепко призадумался. Информации, на самом деле, кругом валом. Легко можно найти всё, что угодно. Дабы честь соблюсти и капитал приобрести — надо как-то извернуться. Попробую.
Денежные суррогаты.
Когда у кого-то нет денег или хочется, в данный момент, обойтись без них — причины могут быть самые разные. В итоге появляются долговые расписки, фишки казино, жетоны и т.п.
В нашем случае всё проще — первые жетоны метро в СССР появились просто потому, что не было подходящего номинала монеты. Полтинники серебряные были экспроприированы по указу от 32го, а монеты взамен не выпущено.
В итоге, в 1935 году, несмотря на то, что были выпущены два вида жетонов, в итоге их отправили на переплавку(В Челябинск и Златоуст), а в метро надолго обосновались билеты. Тем более, что наряду с простыми билетами за 50 коп появились льготные, для «членов профсоюза» за 40 коп, для детей за 30 коп…
Но это всё московская история.
15 ноября 1955 года была пущена первая линия Ленинградского метро из 8(7 — одна позднее) станций. За давностию лет составители каталогов, в том числе и я, решили, что под пуск Ленметрополитена на ЛМД озаботились выпуском жетонов(заодно и Москве перепало) — и датировали ленинградские и московские жетоны 1955 годом.
На самом деле в ленинградском метро также тупо использовали билеты ценой 50 коп.
Первые испытания жетонов прошли в Ленинграде осенью 1958 года, в Москве — в 1959. Отсюда и идёт современная датировка этих жетонов. Билеты никто не отменял, они ходили параллельно, что потом пригодилось…
В 1961 произошла реформа 1/10, про которую никто не знал (кроме торгашей, крохоборов, ну и ещё кое-кого). По Москве данных нет, а в Ленинграде никто не заморочился продавать жетоны по 5 копеек. Тупо перешли опять на билеты — последние монетоприёмники на 5-копеечную монету были перенастроены в 1962 году.
Монетное хождение.
С конца 1961 по 1991 в Ленинградском метро ходили 5-копеечные монеты образца 1961 года. Монеты предыдущие автоматы злобно не принимали(я про разменные, в турникет 5ки 20-50х годов рука не поднялась бы кинуть). Впрочем, однажды, я смог разменять в Ленинграде 20 коп 50х годов! В размен выдало 4 пятака 56-57 года. Я обалдел! Но это было только один раз — все остальные монеты 50х смывало в возврат.
В 91 метрополитен перешел на 15-копеечные монеты.
Так что, при желании, можно оформить коллекцию знаков оплаты ленинградского метро всеми 5ми и 15ми с 1961 года, с годовкой и разновидностями…
Жетоны.
В марте 1992 года были введены жетоны. Нынешнего, впрочем, образца.
На ЛМД не было опыта работы с этим сплавом. В итоге — первая партия(300000) прошла удовлетворительно. У меня есть!
А потом штемпель стал крошиться на стыке букв и кольца. Кто-то озаботился красотой! Это при том, что тогда в монетоприёмники совали всё, что угодно! Но шрифт уменьшили и выкрошки больше не было.
В 93 году боролись с суррогатами, ввели контроль цвета. Всякую белую шелуху отсеяли, в т.ч. обрезки свинцовых труб. Белые жетоны — то ли перепутка по металлу, то ли самоделки позже этого времени — явно рукоблуд.
В итоге ревес опять поменяли(маленький разделительный знак). Общий тирах жетонов первых трёх выпусков — примерно 20 млн.
(В 2005 мне предлагали написать буклет про 50 лет Питерского метро. Я отказался — про 4 жетона писать запад…нехорошо.
Но по ТВ мою морду показали на 5 канале — собаки, даже копию не прислали!)
В 2007 жетоны тупо кончились. Расползлись по краям и весям. Я в Львиве по 50 копийок покупал сколько не попа дётся.
За эти годы реверс(который с буквой М) износился. Сделали новый.
Но износился и аверс, который СПб с виньеткой. Сделали новый. Получилось две разновидности.
Наконец, в конце этого года пустили в расход заготовку на ноябрь 15. Выпустили 3хмиллионным тиражом то, что в открытках хотели.
Впрочем, еще не 15 ноября 2015 года.
Юбилейные жетоны.
В 1995 году ГЕНИАЛЬНЫЙ манагер придумал фишку: 9000в буклете задорого и 1000 в драку-собаку. Поначалу не попёрло: 8 станций сразу. И буклет со скидкой продавать пришлось. Потом.
Потом пошли открытки с жетонами. Тоже шли слабо, тиражи уменьшили.
Году в 2006 выстрелило.
Наиболее редкий жетон «Парнас» Цена в открытке 20000+, без открытки 9000+
Подделки Парнаса идут по 4000+!
Сейчас комплект юбилейных стоит от 100000.
(Ежели кому-то интересно — бумажный каталог по 2012 -350 р, каталоги по метро СНГ и транспорту — 150 за эл копию, ГТС и МТС — по 100р на 2007).
Багажные жетоны.
Одновременно с «Парнасом» в оборот в декабре 2006 года ввели в обращение пластиковые багажные жетоны с чипами. Первая серия 9049 питерской зимы не пережила и дальше жетоны выпускала другая фирма.
Многие эту тему пропустили – теперь пластик стоит всё дороже и дороже…
Гарюнок.
В 2010 году исполнилось 60 лет руководителю нашего метро Гарюгину. Народ подсуетился и выпустил на СПМд жетон тиражом 60 шт.
Сувенирка.
В 2011 году исполнилось 7 лет ликвидации Разрыва(плавун прорвался, много лет в объезд ездили). Некто Дмитрий Англ выпустил жетон, посвящённый этому. Там много было бочек арестантов. Поначалу не пошло. А сейчас уже ого-го. Вот это изделие сейчас стоит 7-8000+.
Воодушевленный скандалом и жаждой денег, славы, чего ещё — выпустил Вагон В -качеством повыше, но, казалось бы — дым пониже. После этого ещё вагон В/С и, «НеВу» и «И — идеальный».
По стопам уже выпустили и пятак и обычный жетон в блистерах…
Серия вагонов.
Ну, нынешнюю серию из 5 вагонов я иначе чем бодание Метро с частником не оцениваю. Все юбилейные жетоны санкт-петербургского метрополитена можно найти на сайте metro.spb.ru.
Мой «Гарюнок» : http://vk.com/1garunok?z=photo-55105144_305074448%2Falbum-55105144_0%2Frev