Первые жетоны Новосибирского метро

 Июнь 14, 2014        жетоны метро    0 

Добавлено в закладки: 1

С начала апреля 1991г. в результате т.н. «павловской» реформы цен (по фамилии В. Павлова (1937-2003) –1-го премьер-министра и 6-го министра финансов СССР) стоимость проезда в Новосибирском метро была повышена с 5к. до 15к., одни турникеты принимали 3 пятака, другие – одну 15к. монету. Дальнейшее повышение цены проезда ещё в два раза было проведено с начала января 1992г. в связи с т.н. «либерализацией» цен. Поскольку двольно трудно было настроить турникеты на все сразу варианты набора 30к., то они были отключены, а допуск в метро сопровождался нетщательным пересчётом любой горсти мелочи уже вручную и бросанием монет просто в вёдра. Ясно, что это было временным явлением. т.к. собираемая сумма с одной стороны не могла чётко контролироваться, а с другой — на выходе должна была подвергаться трудоёмкой ручной сортировке. metro_Novosibirsk_1

Первый жетон Новосибирского метро. Отчеканен на заготовке 50 копеек 1991 года. ММД. (фото: iff)

Наконец к концу марта были получены и введены в оборот первые жетоны метро в количестве 5 млн. штук. Они были отчеканены на нейзильберовых кружках на ММД по стандарту чеканки монет для обращения. Возможность размещения такого довольно дорогостоящего заказа была обусловлена тем, что к тому моменту уже была прекращена чеканка 50к. монет образца 1961-91 в связи с переходом на чеканку 50к. монет нового образца уменьшенного формата 1991г., которые, как известно, чеканились только на ЛМД. Видимо ЛМД перед началом чеканки монет нового образца полностью истратил запас большеформатных заготовок под этот номинал, а в Москве в связи с разовым прекращением чеканки 50к. монет оставался большой запас заготовок, к-рые в противном случае просто ушли бы на переплавку из-за невостребованности. Вероятно именно этот факт сыграл свою роль при выборе исполнителя заказа среди двух дворов, при том, что традиционно Новосибирск и область снабжалась монетами для обращения почти исключительно ленинградского производства. Поскольку жетоны, введённые в оборот по цене 1 рубль с одновременным удорожанием стоимости проезда более чем в три раза, по своим техническим параметрам полностью соответствовали 50к. старого образца, то подскочила в два раза и стоимость этих монет против номинала и они исчезли из обращения по номиналу, ведь турникеты принимали их наравне с жетонами. Видимо руководство метрополитена это не очень беспокоило, но большее беспокойство вызывал вскоре проявившийся дефицит жетонов. Население, напуганное быстрым ростом цен на всё (напомню, что только по официальным данным инфляция за 1992 год составила около 2500%), срочно скупало жетоны в надежде их скорого подорожания, которое и не преминуло произойти, причём многократно. В результате последующих трёх удорожаний проезда с 1-го января 1993г. была установлена цена уже 3 рубля за проезд/жетон. Первоначальный запас в 5 млн. штук уже не казался таким надёжным, т.к. повторить заказ на ММД на таких же выгодных условиях как и недавний больше не представлялось возможным. Поэтому уже в ближайшие месяцы руководство метрополитена стало изыскивать возможность заказа жетонов в таком количестве, которое могло бы бесперебойно обеспечивать обращение несмотря на повышенный инфляционный спрос населения.

metro_Novosibirsk_2 Не прошло и года с момента введение в оборот жетонов первого типа, как были введены магнитные жетоны с медной/латунной плакировкой нового образца двух видов соответственно красного и жёлтого цвета. Изготовлены они и продолжают изготовляться с тех пор на Новосибирском заводе Низковольтной Аппаратуры (НВА), что было довольно удобно в смысле простоты продолжения заказа при любых потребностях. Следует ещё отметить, что кроме стандартных жетонов с монограммой НВА и лого на обеих сторонах и крупными буквами «Н» и «М» соответственно на одной и другой, существует некоторое количество жетонов без изображений, использовавшиеся в процессе наладки турникетов в начальный период и являющихся по сути заготовками для жетонов нового образца. Но на этом история с нейзильберовыми жетонами не закончилась. Они продолжали приниматься большинством турникетов наравне с новыми магнитными и вплоть до середины 1995 г. некоторые турникеты (видимо с отключенным магнитным контролем) продолжали принимать и их, а заодно 50к. старого образца. Причина в том, что метрополитену удалось заключить какую-то выгодную бартерную сделку с китайцами по обмену этих жетонов в хорошем металле на некие продукты. С этой целью белые жетоны продолжали приниматься и изыматься из оборота до тех пор пока изымаемые количества могли представлять собою товарную партию, но за всё время было изъято обратно едва ли больше половины первоначального тиража.

5

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

iff

6
Комментарии: 2Публикации: 1Регистрация: 14-06-2014

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Войти с помощью: